Основные законы гармонии в простых формах
(Алексей Самохин)
Творчество и реализация
Творчество - это то, что отличает нас от животных. Каждый из нас способен на творчество и здесь важен не столько результат, сколько правильный настрой и мотивация. Можно творчески вставать с постели, творчески варить кофе. Даже разрушать можно творчески. Творить - значит привносить в действие своё сознание и дух. Иногда говорят "вложил всю душу в это дело". В одной из статей я напишу об этом более подробнее.
Вибрация
Что я имею ввиду говоря о вибрации. Начнём с того , что в первую очередь это изменение. Большинство из нас прекрасно знает, что в природе нет ничего такого , чтобы не изменялось. Даже самые твердые на земле минералы - алмазы , постоянно изменяются. Я уже молчу про нас с вами. В нашем организме постоянно происходят какие-то процессы , реакции и синтезы. Мы рождаемся, вибрируем в силу своих способностей, затем умираем. Тоесть изменения(или вибрация) охватывает весь микро и макро космос и является неким супер законом вселенной. Всё живое изменяется, вибрирует.
А всё "мёртвое"(или кажущееся таковым) соответственно не имеет вибрации. То есть оно статично. Посмотрете на линии снизу, первая нарисована по линейке , вторая от руки.
Рано или поздно , любой художник начинает понимать, что хоть и не вся , но огромная часть его работы - процесс механический , не требующий ни вдохновения , ни какой-то особой талантливости. Люди находят законы , используя которые можно ,в прямом смысле слова, построить красивое изображение. Самый наглядный пример - "золотое сечение". Его давно облюбовали не только музыканты и художники, но и физики с математиками. Таким образом , "красота" , или по другому гармония пронизывает весь наш мир и является частью нас самих. Степень восприятия красоты напрямую зависит от сознания человека, а точнее от чистоты его сознания. Чем меньше в самом человеке гармонии , тем скуднее и однообразнее дня него окружающий мир. Для такого человека чашка всегда будет посудой , а скульптура человеческого тела - лишь куском мрамора или ценником. И наоборот , есть люди способные любоваться закатом или звёздным небом , чувствовать радость находясь под дождём. Для них любой предмет, сделаный человеком с душой, будет шедевром. Когда человек сам внутренне красив , тоесть он находится в гармонии с окружающим миром, у него не может получиться некрасиво.
Рисунок , выполненый в соответствии с законами природы всегда будет восприниматься зрителем лучше , чем тот , который сделан абы как. И нет прибора, лучше всего чувствующего степень природной грамотности , чем сам человек. Изучая композицию , дизайн или технику рисунка ,а так же развивая в себе чувствительность и интуицию мы приближаемся непосредственно к творчеству без технических и психологических ограничений. Но ни в коем случае не стоит забывать , что целью является не заучивание основ композиции или теории света, а практическое применение этих знаний.
В первом случае у нас идеальная прямая линия. В ней нет изьянов , и нет вибрации. По сути она мертва и её можно сравнить с пульсом мертвого человека. Линия нарисованная от руки , наоборот , живая. В ней чувствуется жизнь художника который её провёл. То же самое можно сказать и про круги. Одна из задач художника , оживить свою картинку , сделать её привлекательной. Сделать так , чтобы вибрации линий, форм, теней и света вошли в резонанс со зрителем.
О формах
Форма , наряду с цветом и фактурой является средством передачи образа. И хотя каждый человек по своему будет воспринимать то что он видит (это зависит от его мировозрения , среды в которой он живёт, итд) , всё же есть вещи , которые по восприятию очень схожи у всех людей. Связано всё это с тем , что мы все живём в единой вселенной и законы природы для всех одинаковы.
Итак , существует несколько основных форм таких как : круг , квадрат , треугольник , линия и точка. Различные вариации этих форм создают всё многообразие окружающего нас мира.
Каждая форма создаёт у зрителя определённое настроение. К примеру если нарисовано что-то с закруглёнными краями , без острых углов и разрывов, то оно будет восприниматься как что-то гладкое, мягкое. Если же мы увидим острые углы , мы почувствуем напряжение и иногда даже страх. Всё это идёт из подсознания и из нашей памяти о встрече с подобными образами в реальной жизни.
Повторение и изменение
Всё в природе находится в гармонии и каждый занимает своё место. И всё так устроено, что имеет своё повторение. К примеру трава, камни, животные, всё старается объединиться. Даже если это одиноко стоящее дерево , то и оно находит повторение самого себя в ветвях и корнях. Мы подсознательно любим повторение форм и еще больше любим их изменения.
Обратите внимание как выглядит форма без изменений и с ними. И как можно увеличивать степень изменений, не меняя основной формы. Попробуйте озвучить голосом все три примера, как если бы вы были музыкантом.
Жизнь - это изменение. Вся наша вселенная постоянно изменяется, находится в движении и вибрации. Всё это находит отражение и в искустве. Посмотрите на картинку с орнаментами. Рисунок орнамента легко читаем и понятен, при этом в нём присутствует ритм, он живёт своей жизнью, за которой интересно наблюдать.
Вот еще один пример , где интересность линии играет первостепенную роль. Когда я рисую какую-либо стихию, я стараюсь рисовать её "не умом, а эмоциями". Если это огонь, то движения руки будут прерывистыми и резкими как языки пламени. Когда я рисую огонь или молнию, кроме того что я озвучиваю это всё соответствующими звуками, я часто либо ломаю карандаш, либо он просто вылетает из руки. Эмоциональность руки очень сильно помогает рисовать.
Всё это можно, и нужно наблюдать в живой природе.
Пример применения вышеописаных законов
В концептах персонажей (и не только) нам часто требуются верёвки. Этот элемент костюма хоть и очень прост , однако выполняет массу дизайнерских функций , таких как: украшение объектов, поддержание функционала , композиционный элемент итд. Используя законы повторения и изменения , мы попробуем усовершенствовать обычную веревку.
Первое что приходит в голову по улучшению верёвки - это добавить в неё характерную текстуру. И это вкорне неверный подход к делу, так как форма (и силуэт)верёвки останется такой же простой какой и была. Более того , текстурированная верёвка потащит за собой детелизацию всех остальных элементов персонажа, что нам не нужно.
Правильным подходом будет работа с формой и ритмом. Для начала сделаем верёвку двойной. Далее само собой в голову приходит скрепить обе веревки третьей. Таким образом мы получаем интересную форму в которой уже есть ритм. Завершающим этапом может быть скручивание верёвки и тем самым создание утоньшений и утолщений в верёвках. По сути мы получаем дополнительные линии , которые создают интересные вибрации на картинке. Нам становится интереснее разглядывать. Сравните бутылку с простой верёвкой и "прокачанной". Если форма скучна, то даже если всю верёвку с бутылкой зарисовать деталями, это не слелает её интересней.
Подобно веревке , можно работать с любыми , на первый взгляд, незначительными элементами, и делать их, а значит и весь образ более привлекательным.
Совмещение различных типов форм
Совмещение необходимо для того, чтобы подчёркивать интерестность формы за счёт контраста. Допустим наша композиция(персонаж) составлена из множества квадратных форм и мы добавили туда один круг. Этот круг сразу станет белой вороной, так как появится контраст(напряжение, вибрация) с квадратами. В зависимости от размера и расположения круга, он может быть как главным действующим лицом , так и просто изюминкой , но тот факт что он появился, даёт возможность зрителю сравнивать квадраты не между собой, а уже с чем-то отличным от них.
При совмещении форм важно сделать за их пропорциями. Старайтесь всегда делать акцент на какой-то одной форме. Допустим если это злой чертёнок, то основная форма будет круглая(тело), а дополнительная - треугольник(рожки). На контрасте с мягким, круглым телом, рогу будут выглядеть еще острее и опаснее.
Наложение
Наш мир трехмерен, а рисунок состоит из плоских линий. Перед нами стоит не простая задача - перевести объемное изображение на плоскость. То есть заставить зрителя поверить в реальность изображённого предмета. В жизни объекты всегда располагаются на разном растоянии от нас и друг от друга. И зачастую мы видим как один объект скрывает за собой другой. Создаётся ощущение глубины пространства. Эту глубину очень полезно переносить в рисунок.
Кроме того что мы вносим разнообразие в формы, мы должны стараться накладывать их одна на другую. Таким образом мы получаем более интересные линии.
Очень важно следить, чтобы пропорции форм так же были гармоничны. Мы уже говорили о том что в пропорциях должен присутствовать ритм , этот же ритм должен присутствовать и в формах. К примеру если задолбить всю композицию равным количеством круглых и квадратных форм, то у нас формально будет существовать контраст, но фактически всё будет сливаться в однородную массу. Это происходит потому, что нет ритма. Поэтому следует следить за тем чтобы в композиции был ритм между главными и вторичными деталями.
На примере боевого лука легко проследить, как можно использовать на практике совмещение форм. В финальном луке есть чередование не только округлых линий с остными углами, но также крупных и мелких элементов, цвета и материалов. Попробуйте найти всё это на изображении.
Суть в том, чтобы усиливать образ через сопоставление одного с другим. Большого с маленьким , тонкого с толстым. Худой человек рядом с толстым будет казаться еще худее, нищий рядом среди богатеев - еще беднее. Мы бы вообще не смогли понять видим ли мы перед собой большой дом или маленький, если бы небыло с чем сравнить.
Немного о практике изображения линий
По себе знаю как сложно по началу рисовать уверенные, красивые линии и формы(мои почеркушки к ним не относятся). Но результат зависит не от дарованого с рождения таланта, а упорных тренировок и оно медленно, но совершенствуется, так что не стоит паниковать , если не всё будет получаться с первого раза. Смотрите фотографии природы, работы мастеров, всё что угодно, копируйте, тренируйте руку, тренируйте чувство ритма и гармонии.
Я не знаю как описать пользу от срисовывания профессиональных работ. Она огромна. Могу посоветовать нескольких художников чьё мастерство в изображении линий и передаче формы заслуживает внимания:
J.S. Campbell (http://j-scott-campbell.deviantart.com/)
Sean Galloway (http://cheeks-74.deviantart.com/)
Clement Sauve (http://clementsauve.deviantart.com/)
Paul Richards (http://www.autodestruct.com/)
Я мог бы написать еще с десяток имён, но предоставляю вам самим возможность найти то, что вам больше всего нравится.
Алексей